РСО > Новости > «Я б в бетонщики пошел, пусть меня научат!» - сказ о невероятных возможностях и невероятных невозможностях…

«Я б в бетонщики пошел, пусть меня научат!» - сказ о невероятных возможностях и невероятных невозможностях…

time24 января 2022

РСО

«Я б в бетонщики пошел, пусть меня научат!» - сказ о невероятных возможностях и невероятных невозможностях…

Как Российские студенческие отряды стали оператором грантов для образовательных организаций по предоставлению грантов в форме субсидии на бесплатное обучение участников студенческих отрядов по рабочим профессиям.

Алексей Потейко

Алексей Потейко

Заместитель Председателя Правления РСО

Материал подготовлен на основе статьи Алексея Потейко

Давайте разберемся что такое «СУБСИДИЯ на профобучение»?

В середине 2017 года в городе Белгороде состоялась встреча участников Российских студенческих отрядов (РСО) и Президента Российской Федерации Владимира Путина, на которой впервые был поднят вопрос о необходимости создания механизма для подготовки студенческих отрядов по рабочим профессиям безвозмездно для студентов. И на протяжении четырех лет данное поручение «кочевало» из документа в документ, и честно мы уже начали думать, что это поручение уйдет в небытие. Но случилось не то, чтобы чудо, а все-таки результат планомерной и системной работы Михаила Киселёва (не стоит считать это чудом). В итоге РСО стало оператором грантов для образовательных организаций по предоставлению грантов в форме субсидии на подготовку по рабочим профессиям и должностям служащих членов студенческих отрядов.

В 2021 году профессиональное обучение уже прошли более 3200 бойцов, по различным рабочим специальностям на базе 36 образовательных организациях в 20 субъектах РФ. Это был так называемый пилотный этап проекта.

Что мы теперь и кому должны? -Мы никому ничего не должны!

Государство рассматривает данный механизм, как меру адресной социальной поддержки студенчества, предоставляет РСО возможность профинансировать на 2022 год подготовку более 35 000 студентов за счет субсидии.

Если не удастся привлечь такое количество студентов, неизрасходованные средства вернутся в федеральный бюджет, что поставит в свою очередь под вопрос необходимость продолжения данной меры поддержки студенчества, и возможно приведет к сокращению или полной отмене финансирования данного направления. В случае же выполнения в 2022 году плановых показателей на 2023 год запланировано увеличение задания до 50 000 человек.

Как распределяются квоты на регионы?

Региональные квоты в рамках общих плановых цифр были доведены в соответствии с процентом фактически отработавших в сезоне 2021 года членов регионального отделения (по годовому отчету). Каждому региону предоставлялось возможность скорректировать данный объём.

Для чего это все региональному отделению?

Благодаря данной программе, вы можете:

1. Повысить конкурентоспособность ваших отрядов (как на внутреннем, так и на внешнем рынке труда).

2. Привлечь в состав регионального отделения отряды, которые сегодня по тем или иным причинам живут самостоятельно. «Как?» Предложите им принять участие в подготовке бойцов их отрядов по данной программе, сформируйте совместную дорожную карту, чтобы защитить индивидуальность этих отрядов, но в тоже время включить их в общий план мероприятий. Ну и в целом начните с ними разговаривать, у вас появился нужный им ресурс, начните дружить с этого проекта, а дальше все само собой пойдет.

3. Создать систему мотивации для учебных заведений более активно принимать участие в формировании отрядов на собственной базе. При включении в программу субсидий того или иного крупного учебного заведения (проверено на пилотных регионах), имеющего собственных студентов-очников, они сами поднимают вопрос: «А можно ли расширить лот не только под заявку, с которой вы пришли, а для дополнительных отрядов, которые бы они с вами сформировали с нуля?». Тем самым вы получаете не просто доступ к новым студентам, но и гарантии, что данной категории будут способствовать в организации выхода на целину.

4. Включить в работу отряды из ссузов, расположенных вдали от областного центра (смотри пункт №3). Именно эта категория колледжей наиболее заинтересована в дополнительном финансировании, так как до них не всегда доходят другие программы, и практически все они понятия не имеют, что делать с практикой своих студентов. Привезти им своих из города невозможно. Исходя из этого можно формировать новые отряды в сельских территориях (ребята оттуда умеют работать, но дисциплина зачастую хромает).

5. Повысить собираемость членских взносов. Это будет достигнуто двумя факторами:

1) Рост числа членов в связи с расширением числа вовлеченных (в том числе и новые отряды, и сторонние отряды);

2) Сбор взносов у всех будет перенесен на начало курсов, а не на фактический выход в сезон (это требование подтверждения членства всех участников проекта на момент старта обучения).

6. Способствовать формированию производственных отрядов в регионе, при тесном взаимодействии с региональными предприятиями и ссузами, готовящими студентов для смежных отраслей.

Кто это должен делать в РО? У нас некому этим заниматься

Да, это увеличит нагрузку и по документообороту, и по контрольным мероприятиям. Да, это нагрузка, которую придется перераспределять в команде РО. Но если открыть Устав РСО и просто прочитать, кто и зачем это должен делать.

Маленькая и далеко не полная выдержка из Устава:

2.1. Предметом деятельности Организации является:
- развитие деятельности студенческих отрядов;
- создание условий для организации деятельности студенческих отрядов различных направлений;
- организация подготовки обучающихся образовательных учреждений к работе в составе отряда;

4.5. Руководитель (Командир) регионального штаба является единоличным исполнительным органом РО:
- распределяет полномочия и обязанности между членами РШ;
- руководит работой штатных сотрудников РО, в пределах своей компетенции издает приказы, обязательные для членов и штатных сотрудников РО, принимает и увольняет штатных сотрудников РО (включая главного бухгалтера), принимает решения о командировках штатных сотрудников РО, применяет к ним меры поощрения и налагает взыскания

Это вы, как руководители, и должны делать. Ваша обязанность – развивать отряды в вашем регионе! Это ваша зона ответственности! И когда вы кричите, что вам это неинтересно, и вы на это не способны – возникает вопрос: а вы точно на своем месте? При этом, дорогие коллеги, все окружные штабы, Центральный штаб и целое подразделение Аппарата по профобучению в круглосуточном режиме будут вас вести за руку, чтобы вы не сбились с пути, или не бросили дело посередине.

У нас нет столько студентов, нам не нужна такая квота

Именно этот проект поможет вам перейти на новый уровень и дать толчок в росте численности и привлечению образовательных организаций на вашу сторону в качестве партнеров. Это позволит часть ответственности по набору и формированию отрядов переложить на учебные заведения.

Мы очень осознанно подходили к распределению квот, мы анализировали в первую очередь не то, как и сколько бойцов сейчас в РО (что тоже учитывалось), но и потенциал всего образовательного комплекса и состава студентов в регионе. Нет ни одной недостижимой квоты.

Как формируется лот и какие ограничение по лотам?

Лот формируется на основании потребности регионального отделения с учетом ценовой конъектуры, сложившейся в регионе по соответствующим образовательным услугам.

Рассмотрим на примере пилотных регионов. Были составлены такие технические задания для лотов, которые никто не может осуществить в данном регионе. Были случаи совместной подготовки заявок с ОО, по итогам, рассмотрения которых не соответствовали им именно данные образовательные организации. Поэтому к составлению технического задания надо подходить ответственно, не надеяться на чудо, на образовательные организации, которые выступают консультантами, а продумывать каждый пункт по каждой профессии.

Просим сразу пресекать поползновение некоторых образовательных организаций попыток перекрёстного финансирования, задвоения студентов с основным обучением. Встречались и попытки обучить одних и тех же студентов в одно и то же время по двум разным профессиям… Здесь особо призываю быть на чеку новых руководителей РО, лучше посоветуйтесь с опытными коллегами, если вас, что-то смущает. «Развод слабых РО на бабки со стороны образовательных организаций» недопустим!

Мы хотим, чтоб учил именно этот образовательный центр.

Первое: начнем с того, что субсидия выделяется на конкурсной основе. Поэтому победит тот, кто получит это право по итогам конкурса.

Второе: далеко не все центры вообще имеют право участвовать в данном отборе. Тут есть и ограничения по правовой форме образовательного центра, и ограничения в образовательной лицензии. Исходя из этого необходимо, как минимум, проверить эти параметры, а остальное зависит от того, как будут оформлены документы и насколько они соответствуют критериям отбора. Сильные и достойные образовательные организации в итоге пройдут отбор и будут обучать бойцов на должном уровне. Если образовательная организация не может сформировать необходимый пакет документов, задумайтесь о том, какой уровень образовательных услуг она предоставляет. Разбивайте профессии с большим количеством обучающихся на несколько лотов.

Что делать, если обучение по востребованной профессии дороже установленной суммы?

В случае формирования подтверждающего пакета документов о региональных тарифах (минимум три коммерческих предложения с фиксацией повышенной стоимости) может быть принято решение о повышение стартовой цены лота грантовой заявки.

Зачем надо контролировать студентов, чем чреват не контроль?

Все мы знаем, что ответственность у наших многих бойцов частенько «хромает». В процессе обучения они начинают теряться, не посещать, отказываться. Многие образовательные организации не будут рисковать и просто не аттестуют таких людей, а средства за необученных придется вернуть. У нас есть замечательный механизм замены отказавшихся студентов в начале обучения. Контролируйте посещаемость, держите связь с обучающимися, делайте своевременные замену по договоренности с учебными заведениями, составляйте удобные для студентов графики и расписания занятий. В противном случае мы получим большое количество возвратов и необученных и, как следствие, невыполнение объемов по субсидии.

А можно ли обучаться несовершеннолетним?

Да. Но они должны обладать статусом «Студент». Таких ребят много обучается в системе средне специального образования, да и на первых курсах вузов. Могут возникнуть сложности при трудоустройстве, но обучиться вам никто не мешает.

Школьники – не подходят под эту программу.

Каким профессиям можно учить?

Под профессиональное бучение попадают все профессии из:

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 июля 2013 г. № 513 «Об утверждении перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение».

Но, обратите внимание, что РСО в последующем трудоустраивает студентов в составе студенческого отряда по направлениям деятельности.

Можно ли учить иностранных граждан?

Да, можно. В части профессионального обучения иностранные граждане обладают равными правами с гражданами РФ.

Что делать если на нужную профессию в регионе не учат?

В данном случае – ничего. На сегодняшний день в Порядке отбора образовательных организаций, согласованном с Минобрнауки России и утвержденным РСО, как оператором – учиться студенты могут только на территории своего муниципального образования, т.е. на территории региона. Почти все образовательные организации осуществляют обучение в очном формате (вечернем, очно-заочном с использованием дистанционных технологий обучения при введении ограничений, например, связанных с распространением инфекции COVID-19). В любом случае полностью дистанционный формат практически невозможен, так как у многих профессий есть прохождение практики – поэтому пока такая возможность не предусмотрена.

Какие документы должны быть у студентов?

Как правило для зачисления образовательные организации просят стандартный набор документов:

- паспорт,

- ИНН,

- СНИЛС,

- документ об образовании (аттестат или копию аттестата).

- в некоторых учебных заведениях просят фотографии на пропуск.

Прокрутить вверх
присоединяйся в социальных сетях
назад